Кембриджские экзамены на знание английского языка становятся все более популярными в России. Поэтому сегодня я хочу написать о собственном опыте подготовки к экзамену CAE в языковой школе Окленда. Но начала – немного о том, что такое вообще Кембриджские экзамены и чем они отличаются от других – типа IELTS или TOEFL.

Подготовка к сдаче экзамена CAE в Окленде Кембриджский экзамен или Cambridge ESOL (English for Speakers of Other Languages) – это экзамен на знание общего курса английского языка, разработанный Кембриджским Университетом. Он является одним из самых популярных экзаменов в мире наряду с уже упомянутыми IELTS и TOEFL.

Существует 5 степеней ESOL (без специализации). Это:

  • KET (Key English Test);
  • PET (Preliminary English Test);
  • FCE (First Certificate in English);
  • CAE (Certificate in Advanced English);
  • CPE (Certificate of Proficiency in English).

Считается, что первые два уровня – KET и PET практического значения не имеют. То есть, хотя вы и получите после их сдачи сертификат, подтверждащий наличие у вас определенных знаний английского, требуемый для сдачи уровень настолько низок, что эти бумажки все равно вам вряд ли когда-то пригодятся.

Более высокий уровень – это FCE (First Certificate in English) или Первый Кембриджский сертификат. Этот сертификат подтверждает владение английским языком уже на функциональном уровне. С ним можно поступать на подготовительные курсы западных университетов, устраиваться за границей на работу, не предполагающую частое общение с клиентами и т.д.

CAE (Certificate of Advanced English) – сертификат продвинутого уровня. Успешная сдача этого экзамена даст вам возможность поступать во многие университеты мира, устраиваться на работу за рубежом уже по более широкому кругу вакансий и т.п.

Наконец, самый высокий уровень – это CPE (Certificate of Proficiency in English). Наличие у вас такого сертификата станет подтверждением, что вы действительно свободно, и можно даже сказать, «в совершенстве» владеете английским языком.

Экзамены FCE, CAE и CPE состоят из 5 частей или модулей, тестирующих различные навыки студента – Reading (чтение), Writing (письменная речь), Listening (аудирование), Use of English (использование английского языка) и Speaking (разговорная речь). Разница по уровням в сложности заданий.

Все три теста – FCE, CAE и CPE оцениваются по 5-ти балльной шкале. Тест считается сданным, если студент получил баллы “A”, “B” или “С”. Баллы “D” и “Е” означают Fail, т.е. несдачу.

Экзамены Cambridge ESOL сдаются несколько раз в год, в зависимости от уровня, в строго фиксированные даты. Записываться на сдачу нужно заранее, примерно за два месяца до экзамена. Стоимость экзамена в переводе на рубли около 7 тысяч, но она зависит еще и от центра, где вы будете сдавать тест.

Cambridge ESOL, IELTS или TOEFL?

По содержанию все международные тесты на знание английского более или менее схожи. Разница, прежде всего, состоит в том, где и какой экзамен признается или наоборот не признается.

Не всегда эти ограничения строгие – есть компании и университеты, которые при оценке знаний признают любой из авторитетных международных экзаменов. А бывает наоборот – при поступлении в вуз или устройстве на работу требуется именно конкретный экзамен – как, например, в случае с оформлением документов на иммиграцию по категории Skilled Migrants, где требуют исключительно IETLS (см. статью “Иммиграционное законодательство Новой Зеландии: категория Skilled Migrants”). Собственно на это все в основном и ориентируются, когда выбирают, какой именно экзамен они будут сдавать. Кстати, САЕ недавно начали признавать в университетатх Австралии. Раньше там, как и в Новой Зеландии, требовали преимущественно IELTS.

Еще есть различие в сроке действия сертификатов. Cambridge ESOL – сертификат бессрочный, т.е. действует он пожизненно. Сроки действия IELTS и TOEFL – 2 года.

Правда, конечно, пожизненный срок действия – вещь весьма относительная, на мой взгляд. Например, вы сдали CAE, а через 10 лет решили устроиться на работу в западную компанию. Рискну предположить, что старого сертификата CAE будет недостаточно, и знание языка вам потребуется подтверждать заново. Ведь за 10 лет язык можно вполне успешно забыть, что как раз и учитывается двумя другими сертификатами – TOEFL и IELTS.

Подготовительный курс к экзамену САЕ

В этой статье речь пойдет конкретно о САЕ, потому что именно его сдавала сама, хотя, насколько я знаю, подготовка к FCE строится по совершенно аналогичной схеме.

Как и любой тест, САЕ требует специальной подготовки. Вы можете прекрасно знать английский, но это совершенно не значит, что вы успешно сдадите САЕ. У этого теста совершенно особая и не всегда понятная простому смертному логика (говорю вполне серьезно и позже поясню, что я имею в виду). Ведь недаром говорят, к сдаче тестов не просто готовят – к сдаче “натаскивают”.

Стандартный курс подготовки к САЕ длится 3 месяца. Для зачисления проводится предварительное тестирование, которое в нашей языковой школе проходило в форме теста FCE в упрощенном варианте. Готовиться, в принципе, можно и самостоятельно. Хотя, как мне кажется, если вы не очень уверены в своих знаниях и финансовые возможности позволяют, заниматься все-таки лучше с преподавателем. Причем, в данном случае от уровня преподавателя зависит очень многое.

Особенность САЕ в том, что здесь требуется знать большое количество тонкостей и нюансов. Именно от этого зависит успех на экзамене. Кроме того, модуль Speaking предполагает работу в парах. Если вы готовитесь в группе и сдавать экзамен идете все вместе, большая доля вероятности, что вашим партнером по Speaking будет тот же человек, с кем вы были партнером на занятиях. А это все-таки легче, чем быть в паре с кем-то, кого ты видишь в первый раз в жизни. Обычно именно к этому – к работе с конкретным партнером – и готовят преподаватели. На занятиях у вас есть основной партнер по Speaking – человек, с кем вы чувствуете себя комфортно в паре и с кем вы предположительно вместе пойдете на экзамен. Однако для подстраховки пары периодически меняются – т.е., в принципе, вы должны быть готовы в экзаменационных условиях беседовать с любым, даже совершенно незнакомым вам человеком.

В нашей школе (а я училась в языковой школе GEOS в Окленде) группа подготовки к САЕ была небольшой. Во-первых потому, что основная масса все-таки сдает FCE. А во-вторых, потому что группы по подготовке к таким тестам, в принципе, должны быть небольшими. Хотя справедливости ради надо сказать, что соблюдается это требование далеко не всегда.

Подготовка к сдаче экзамена CAE в Окленде

Наша группа CAE - самая классная! За время учебы мы по-настоящему сдружились и практически со всеми общаемся и до сих пор.

Нашей группе очень повезло – занятия у нас вела Марги Райс – уже немолодая и очень опытная преподавательница, из той редкой категории людей, про которых говорят, что это – учитель от Бога. Знаете, за всю бытность студенткой я практически не сталкивалась с тем, чтобы какой-то преподаватель нравился всем без исключения. Обычно всегда найдутся недовольные. А вот в случае с Марги было именно так – ее любила вся наша группа, и все признавали, что преподаватель она очень и очень сильный. И это, кстати, не пустые слова. Вся наша группа сдала CAE успешно, не провалился ни один человек. В этом, я считаю, основная заслуга именно Марги. Далеко не все мои одногруппники изначально были сильными студентами, что они и сами признавали.

Как строятся занятия по подготовке к CAE и как готовиться к сдаче теста

В отличие от общего курса английского языка, когда преподаватель вполне может позволить себе отойти от учебника, на занятиях CAE этого нет. Учебник – это “основная программа”, обязательная для изучения. Причем, достаточно тщательного изучения. Связано это с тем, что все учебники CAE построены на реальных тестах CAE за прошедшие годы. В каких-то аспектах, например, в лексике, новые тесты очень сильно перекликаются со старыми, т.е. на экзамене вам вполне может попасться задание близкое к тому, что вы уже видели в учебнике. Впрочем, это не значит, что занятия по САЕ – скучные. Здесь тоже все зависит от преподавателя. С Марги нам скучать вообще не приходилось.

Подготовка к сдаче экзамена CAE в Окленде Мы занимались по Objective CAE. Сам учебник имеет ту же структуру, что и экзамен. В каждом разделе – 5 частей – Reading, Writing, Listening, Use of English и Speaking. В конце раздела – итоговый тест. В первые недели занятий итоговые тесты делаются без учета времени, но чем дальше, тем чаще тесты выполняются в обстановке, приближенной к экзаменационной.

Если вы готовитесь к САЕ самостоятельно, советую обратить на этот момент особое внимание. Иногда кажется, что время – это вообще не то, над чем нужно париться. Думаешь, что все равно все успеешь. Как бы не так! Бывает, что люди долго сидят над одним каким-то заданием, которое вызвало у них трудности, и в итоге не успевают доделать тест до конца. Это – большая ошибка.

Нет, не подумайте – я совсем не хочу вас пугать! Даже наоборот, на мой взгляд, времени на экзамене, в принципе, достаточно. Просто нужна определенная стратегия, в частности, в том, что касается расчета времени.

Теперь остановимся вкратце на том, что представляет собой каждая из частей экзамена, ну и занятия соответственно.

Первая часть – это Reading. На нее на экзамене отводится 75 минут. От вас требуется прочитать текст и выполнить ряд заданий, который должен показать, насколько хорошо и полно вы поняли смысл как всего текста в целом, так и его отдельных частей. Типы текстов могут быть разными – это статьи из газет, журналов, отрывки документальных и художественных книг, информационные и рекламные материалы. Задания включают в себя:

  • Part 1 – 3 themed texts with multiple choice questions (3 тематических текста; в задании требуется выбрать правильный вариант ответа из предложенных).
  • Part 2 – text with paragraphs missing (тест, в который требуется вставить пропущенные фрагменты).
  • Part 3 – text with multiple choice questions (текст с заданием ответить на вопросы, выбрав правильный вариант из предложенного).
  • Part 4 – multiple matching (задания на поиск соответствия – это может быть подбор заголовка к каждому параграфу текста, задание, где требуется соотнести утверждение и параграф текста, в котором это утверждение (по смыслу) содержится и т.д.).

Как все это выглядит в реальности посмотреть можно, например, здесь – Certificate in Advanced English (Information for Candidates).

Обычно Reading кажется самым простым модулем экзамена. Но простой он только на первый взгляд. Собака зарыта в том, что, как я уже упоминала, у составителей экзамена САЕ своя, причем порой достаточно странная логика. Это касается, прежде всего, той части заданий, где требуется понять смысл текста и подобрать соответствие – т.е. заголовок или фразу, которую можно соотнести с тем или другим абзацем (это 1 и 4 части модуля).

В некоторых вариантах теста эти задания вполне нормальные и затруднений не вызывают. Но бывает, вы сталкиваетесь с ситуацией, когда два варианта ответа правильные, но один “более правильный, чем другой”. И тут надо попытаться понять, какой из них все-таки “наиболее полно соответствует”, что не всегда удается сделать. В сущности, такие задания как раз и призваны выявить, насколько хорошо вы умеете улавливать скрытый смысл текста. На продвинутом уровне вы уже должны это делать. Загвоздка в том, что иногда подобного рода задания вызывают трудности даже у носителей языка, и вот это уже перебор, я считаю. Согласитесь – даже в родном языке люди отнюдь не всегда единодушны во мнении относительно того “А что хотел сказать автор?”. Ведь уже давно установлено, что люди, в принципе, понимают смысл одного и того же текста по-разному, и связано это отнюдь не с незнанием языка. Тем не менее, такие варианты заданий с достаточно “субъективными” и не всегда логичными ответами порой встречаются в тесте САЕ.

Но это еще ничего. Больше всего проблем вызвало другое. Несколько раз на занятиях нам попадались такие задания, когда текст и правильный вариант ответа с точки зрения логики вообще никак не соответствовали друг другу! К сожалению, не могу сейчас привести конкретный пример, у меня уже нет тех образцов тестов. Но я бы не бралась это так уверенно утверждать, если бы вся наша группа, включая преподавателя, носительницу языка, не была в таком мнении солидарна.

То есть в тесте есть и такие варианты, когда составитель усматривает лишь одному ему понятную связь там, где ее на самом деле нет. Естественно, что правильный вариант не выбирает практически никто. Мы в группе, после многочисленных попыток понять логику таких заданий, в конце концов пришли к выводу, что это просто отдельные (и по счастью немногочисленные) ляпы составителей. Вариантов заданий им приходится придумывать много, ведь тесты повторяться не должны. А это, как вы понимаете, тоже не очень просто. Отсюда и отдельные ляпы и чье-то “виденье” вместо логичного ответа. Объяснимо, в общем, хотя и все равно очень неприятно, когда тебе подобные вещи попадаются на экзамене.

Разные варианты тестов по уровню сложности различаются достаточно сильно. Опять же, судя по всему, все зависит от составителя. Некоторые тесты делать легко, и едва ли не у всей нашей группы был очень высокий показатель правильных ответов. А с другими все мучились и тест выполняли так, что будь это реальный экзамен, где-то у трети группы модуль был бы провален.

Однако в общем и целом для подготовки просто требуется практика и еще раз практика! Выполняйте как можно больше разных вариантов теста и постепенно вы начнете понимать, по какой логике строятся задания и как выбирать правильный ответ.

Второй модуль теста – Writing. Этот модуль состоит из двух частей – обязательной и той, где задание можно выбрать на свое усмотрение из четырех предложенных вариантов. Как ни странно, именно Writing практически у всей наше группы вызывал беспокойство, а в итоге именно за этот модуль все получили достаточно высокие баллы. Суть тут в том, что нужно просто четко следовать правилам. В учебнике все они приводятся – как писать эссе, как писать обзор или формальное письмо. И это главный принцип, который нужно неукоснительно соблюдать – никакой самодеятельности – следуйте правилам и стилю. Интересные тексты и креатив приветствуются, но опять же только в рамках стиля.

Если к сдаче САЕ вы готовитесь в группе, руку на написании всех видов текстов вы так или иначе набьете. Если вы учитесь самостоятельно по учебнику, советую особое внимание уделить примерам работ, где подробно расписаны недочеты и указывается, за что при оценке снижается балл. Ну и, естественно, хорошие работы тоже смотреть нужно. Это поможет вам четко понять, что от вас требуется. На оба задания Writing дается 120 минут.

Третий модуль – English in Use или задания на грамматику и знание лексики. Это моя любимая часть – за нее я получила самый высокий балл. На экзамене на этот модуль выделяется 60 минут. Всего модуль содержит 5 частей:

  • Part 1 – gapped text with multiple choice (текст с пробелами, которые требуется заполнить, выбрав правильный вариант из предложенных).
  • Part 2 – gapped text (текст с пропусками слов, где правильный вариант должны найти вы сами).
  • Part 3 – word formation (задание на словообразование).
  • Part 4 – gapped sentences (задание, где вам дается несколько, обычно три, одинаковых предложения в пробелами, и нужно найти одно слово, которое подходит для всех из них).
  • Part 5 – key word transformations (задание, где вам дается ключевое слово и требуется переписать исходное предложение, используя это слово).

Подготовка к сдаче экзамена CAE в Окленде

Paper 3: Use of English. Part 1

Поскольку тест все-таки на уровень Advanced, в этом модуле проверяется то, насколько хорошо вы знаете нюансы использования лексики и грамматики. Так в вариантах ответов часто даются очень близкие по значению слова, причем с точки зрения грамматики употребление, скажем, двух слов из предложенных вариантов может быть правильным. Но, тем не менее, один из этих вариантов отпадет просто потому, что “в английском так не говорят”.

Хороший преподаватель расскажет о многих таких тонкостях употребления лексических единиц и грамматических конструкций. Еще в этом модуле хорошо то, что старые и новый (экзаменационный) варианты тестов очень перекликаются. Если вы основательно разберетесь со всем, что вам даст преподаватель на занятиях, есть большая вероятность, что вы сдадите эту часть модуля на высокий балл. Хотя, конечно, и это сугубо индивидуально. Некоторые из моих одногруппников, напротив, считали, что это самый сложный модуль из всех и сдали его на низкий балл.

Если вы занимаетесь самостоятельно – мой совет – постарайтесь основательно разобраться почему в каждом конкретном случае (прежде всего, когда вы допустили ошибку в ответе) употребляется именно такая лексическая единица или грамматическая конструкция. В сборниках с тестами такие пояснения обычно есть.

Модуль четвертый – Listening. Здесь выделяется 40 минут на 30 заданий. Эх…. вот это тот модуль, который для всех был головной болью! Listening во многом похож по заданиям на Reading, практически со всеми теми же заморочками. Но только с той лишь разницей, что если в модуле Reading текст хотя бы находится у тебя перед глазами, то тут все воспринимать нужно на слух.

Задания в этом модуле такие:

  • Part 1 – short extracts (вы слушаете короткие отрывки текста и отвечаете на вопросы на понимание смысла).
  • Part 2 – sentence completion (в задании у вас будет текст с пропусками, которые нужно заполнить после прослушивания текста).
  • Part 3 – multiple choice (вы слушаете текст и выбираете правильный вариант ответа из нескольких предложенных. Бывает, в этом задании требуется определить профессии людей, произносящих ту или иную реплику).

Ну что сказать – здесь тоже спасает только практика. Еще очень важно перед прослушиванием просмотреть задания и понять, что именно вам нужно услышать. Очень часто люди говорят: “Когда я слушаю экзаменационные задания, я легко понимаю практически каждое слово, и все равно мой результат далек от 100%” Почему так получается?”

Суть как раз в этом. От вас совершенно не требуется понимать каждое слово. Понять вам нужно ровно то, что у вас спрашивают, и услышать во всех заданиях нужно вполне конкретные вещи. Наша преподавательница для этого советовала обязательно подчеркивать ключевые слова в задании. На это у вас будет минута перед началом прослушивания. Потом, когда вы слушаете, пытаться услышать надо именно то, что с этими ключевыми словами связано, не позволяя вниманию рассеиваться на другие детали.

При выполнении этих заданий, кстати, как раз проявляется то, насколько по-разному люди могут понимать один и тот же текст. Конечно, в данной ситуации все объясняется, прежде всего, разным уровнем знания языка. Но бывают и трудности аналогичные тем, о которых я писала в модуле Reading.

Последний модуль – это Speaking. На него выделяется всего 15 минут, но в каком-то смысле именно он – самый сложный, потому что у многих начинаются здесь перекосы. Кто-то пытается говорить быстро, стремясь, чтобы речь звучала как у native speaker, и в итоге теряет балл из-за использования примитивной лексики и примитивных грамматических конструкций. Кто-то наоборот старается изо всех сил продемонстрировать богатую лексику и шикарную грамматику, но говорит так, будто читает текст по медленно движущемуся суфлеру. Обе эти стратегии не приносят хороших результатов. Нужен баланс.

В идеале ваша речь должна звучать естественно и быть достаточно беглой, но в то же время ваши грамматика и лексика должны ясно свидетельствовать о том, что ваш уровень знания языка действительно Advanced, а не Upper-Intermediate или вообще Intermediate. Это не так уж просто, хотя, естественно, что чем больше разговорной практики у вас было до момента сдачи экзамена, тем легче вам будет получить за этот модуль высокий балл.

Подготовка к сдаче экзамена CAE в Окленде

Paper 5: Speaking, Part 3 - Collaborative Task - "любимые" картинки.

Модуль Speaking состоит из четырех частей. Первая – это интервью, во время которого от вас потребуется вкратце рассказать преподавателю о себе. Вторая – это работа в паре с партнером. Вам выдадут картинки, и преподаватель будет задавать каждому из вас вопросы, так или иначе связанные с этими картинками. Третья часть – снова картинки, но только на этот раз вам нужно будет обсудить их с партнером. Четвертая часть – вам с партнером нужно будет ответить на вопросы экзаменатора. Тоже по теме картинок.

В самом начале этой статьи я недаром упомянула о том, что очень хорошо, если экзамен вы идете сдавать в паре с человеком, с которым вместе готовились и которого хорошо знаете. Speaking – модуль, предполагающий успешное взаимодействие двух кандидатов. От того, насколько хорошо вы оба сработаете, будет зависеть ваш успех на экзамене. Если кто-то один растеряется или не будет знать, что сказать (а в заданиях, когда требуется описать картинку, такое бывает – идеи там порой приходится просто притягивать за уши), важно, чтобы партнер вас вовремя поддержал и не дал заглохнуть диалогу.

Иногда бывает, что в пару попадают один очень разговорчивый, а другой – совсем неразговорчивый кандидаты. И то, и другое плохо. Говорить должны вы оба. Если кто-то начнет “тянуть одеяло на себя”, не давая партнеру вставить и слова, балл за это ему снизят. Хотя и вам, конечно, хороший балл при таком раскладе не получить. В общем, как я уже сказала, работа в паре должна показать, что вы умеете вести диалог и продуктивно обмениваться идеями.

Как в целом оценивается Speaking?

Есть несколько параметров. Это:

  • Grammar and Vocabulary (Accuracy and Appropriacy) – правильное и адекватное использование грамматики и словаря в соответствии с поставленными задачами, без продолжительных пауз в речи.
  • Discourse Management. По этой шкале экзаменаторы обращают внимание на способность кандидата выражать идеи и мнение в связной, последовательной форме. За постоянное использование “Uh….”, “Er…” и т.п. балл снижается.
  • Pronunciation (Individual Sounds and Prosodic Features). Понятно, что хорошее произношение – важный показатель уровня владения языком. Акцент родного языка приемлем, так как признается, что даже на высшем уровне САЕ на произношение могут влиять черты родного языка. Но здесь важно то, насколько правильно вы ставите ударения, соблюдаете ли интонацию и др.
  • Interactive Communication (Turn-taking, Initiating and Responding) – или оценка вашей способности взаимодействовать с партнером и с экзаменатором. Здесь как раз оцениваются такие вещи, как умение поддержать диалог, проявить заинтересованность в партнере и в целом умение вести связную дискуссию. По этому критерию балл могут снизить, например, за то, что во время диалога вы будете слишком сосредоточено смотреть на картинки вместо того, чтобы смотреть на партнера.

Наконец, общая оценка “выступлению”.

Говорят, когда сдаешь САЕ в России, экзаменаторы часто бывают не носителями языка и оценивают Speaking  куда строже, чем экзаменаторы, для которых английский – родной язык. Правда это или нет я сказать не могу, но читала такое не раз. Но в целом, САЕ хорош именно тем, что практически исключает субъективность при начислении баллов. Только оценка Speaking так или иначе зависит от личного мнения экзаменатора. Причем, даже там есть четкие критерии, которые экзаменатор должен учитывать.

Пробные тесты и пробный экзамен

Собственно, весь курс по подготовке к САЕ представляет собой постоянное выполнение пробных тестов. Именно так вы получаете возможность выработать правильную стратегию и научиться планировать время. В языковых школах перед экзаменом САЕ еще обязательно сдается пробный экзамен. По сути, это полноценный экзамен за тем лишь исключением, что сертификат за него вам не выдадут.

Скажу честно, на пробном экзамене я завалила Speaking. Именно по той причине, на которую я указала раньше – я старалась говорить бегло и в итоге моя речь, как мне сказали экзаменаторы, звучала очень примитивно, так, как будто я владею только простыми грамматическими конструкциями. Самое интересное, что во время пробных тестов на занятиях такого не было, а тут, видимо, сказалось волнение. И спасибо этому пробному экзамену – я учла свою ошибку. Ведь иначе по той же самой причине я могла бы завалить Speaking уже на экзамене настоящем!

У нас на экзамене присутствовала наша Марги и записывала все наши промахи и недочеты. После экзамена провела с каждым личную беседу, где подробно рассказала, что и кому нужно учесть и исправить, пока не поздно. Могу сказать, что мне лично пробный экзамен очень помог! Это действительно отличная возможность почувствовать экзаменационную атмосферу и проанализировать, что ты делаешь не так. Ведь сам экзамен пересдать, конечно, можно – но дело это хлопотное и довольно-таки затратное.

Вот, пожалуй, и все на сегодня. Если у вас есть какие-то вопросы – задавайте в комментариях, я постараюсь на них ответить. 

Подготовка к сдаче экзамена CAE в Окленде

Мы и Марги

Блог aotearoa.ru можно найти на Facebook и в Контакте.
Если вам понравился пост, не забудьте порекомендовать его друзьям!
Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com Подпишитесь на ленту RSS!  
*Не забудьте заглянуть в свой почтовый ящик и активировать подписку!
Комментарии к записи “Подготовка к сдаче экзамена CAE в Окленде”
  1. Спасибо за пост, очень познавательно.
    Я сейчас учись в Окленде, в другой языковой школе. В июне сдал FCE и в следующем году планирую сдать CAE.
    Очень рад, что нашел ваш блог!

  2. Спасибо, с большим интересом прочитал. Мария, а вы могли бы подсказать, где можно взглянуть на эти картинки (visuals) is Paper 5: Speaking? Я осень планирую сдавать CAE, хочу психологически подготовиться.
    PS Весьма детально описано, то что надо в моём случае, когда пытаетесь понять, какая Валгалла вас ждёт =)

    • Сергей, вообще есть отдельные учебники типа “Speaking Test Preparation Pack”. А если нужно бесплатно, то есть хорошие ресурсы с материалами для подготовки к САЕ типа Flo-Joe: http://www.flo-joe.co.uk/cae/students/speaking/index.htm
      Но плохо то, что на таких сайтах обычно не очень много примеров тестов. Если ориентироваться на них, то лучше походить по разным сайтам и набрать разные примеры.

  3. Спасибо за статью. Очень интересно!
    Самому предстоит сдать CAE в мае и у меня сердце колотится от этой мысли, так как готовлюсь сам ввиду некоторых трудностей. Нашел множество тестов и активно булу налегать на use of english и reading.
    Есть ли у вас какие-то новые заметки по ресурсам подготовки к экзамену? :)

    И еще, что посоветуете делать, чтобы не потерять достигнутых навыков и умений/ чтобы не забыть язык и не понизить начальный уровень :)

    • Начните учить английскому и будет практика хоть каждый день, хоть по много часов. И забыть уж точно не дадут, если уровни студентов будете брать Pre-Intermediate и выше. Тут вам и позитивная и негативная мотивация.

Добавить комментарий

(не публикуется)