Иногда мне приходят письма от вас, уважаемые читатели, в которых вы делитесь своей информацией о Новой Зеландии, присылаете собственные фотографии, рассказы и видео. Я очень благодарна вам за такие отклики, потому что, как мне кажется, для создания объективной картины о стране важно, чтобы были представлены взгляды разных авторов.

Недавно я получила письмо от Алексея Бояркина, который уже более 15 лет живет в Новой Зеландии и за это время собрал обширную подборку самых разнообразных материалов об этой стране. Алексей предложил мне размещать его авторские материалы, что я с огромным удовольствием и буду делать.

Сегодня публикую первый рассказ Алексея, в котором описывается разговор автора с маори – продавцом традиционных изделий на воскресном рынке в Новой Зеландии.

Воскресный рынок в Такапуне. Лавка традиционных изделий маори, в основном из зеленого нефрита – пунаму, есть и из обточенных раковин и разных сортов новозеландского дерева. За прилавком невысокий полный маори средних лет и худощавый высокий парнишка лет двенадцати. Среди товаров – большой кусок пунаму, отшлифованный с одной стороны.

Разговор ведется по-английски. Все встреченные автором маори говорят по-английски неотличимо от белых киви. Один раз был конфуз – женщина маори путала звуки “s” и “f” – в языке маори нет звука “s”.

Базарный треп с маори – Почем этот кусок ?
- Не продается. Это чтобы мальчики маори трогали, а то они трогают товар. Они хотят прикасаться к пунаму.

Занятно – по видимому, магические свойства. Среди товаров имеется и мере половинного размера (около 30 см.). Цена – 400 НЗД. (Нопиминаем – мере с виду похоже на округленную лопатку с округлым концом, в рукоятке просверлена дырочка для ремня. Это оружие вождей и пленные просили, чтобы их убили именно мере – это почетно).

- Как долго изготовляется мере?
- Три дня.
- А традиционнымим методами?
- Девять месяцев.
- Девять месяцев сидеть и протирать наждаком. Наверное, это делали рабы.
- Нет. Рабы не для работы. Они только для еды. Еще мой прадед ел людей.

Сведения о рабах расходятся с книжками по истории Новой Зеландии. Есть даже старинные зарисовки, где рабы отбивают корни папоротника для еды – несколько часов колотить надо. Надо сказать, что некоторые видные маори негативно отреагировали на появление научно добросовестной книги о каннибализме. Но простые люди не стесняются.

Обычно военнопленные водились за армиями в качестве ходячего провианта, что напоминает “прогулки с бычком” колымских беглых каторжников. Согласно поговорке, настоящие маори питаются картофелем, собаками и врагами. Последние два продукта в настоящее время из меню исключены, зато добавлены многие другие.

Почему пленные не разбегались, не очень ясно, возможно, что побежденные считали себя спиритуально убитыми (лишенными мана, которое переходит к победителю). С другой стороны, в любом другом племени их ждала бы та же самая участь, а выжить в одиночку в динозавровых лесах можно только динозаврам.

- Ну и как пакеха (белые люди) на вкус?
- От них живот болит, можно заболеть, так как они едят неправильную пищу. Маори ели морскую пищу и потому были вкусные.

Это утверждение уже не раз попадалось в литературе. Каннибалам также не нравился вкус насквозь прокуренных моряков и после пробы их отдавали собакам – наверное, такой привкус по пищевым цепям не передается. (Потом и сами прокурились насквозь – одна из причин прекращения каннибализма). Знакомый программист-маори утверждал, что наиболее вкусной частью являются пальцы рук. Премьер Джон Ки после принятия нежелательного для одного из племен решения, неудачно пошутил, что они, наверное, ждут его на обед, что вызвало официальные протесты вождей в печати.

Базарный треп с маори

Мой друг маори часто вздыхал.

- Что будет, если перестанут платить пособие?
- Каннибализм.

“Простые маори не стесняются прошлого, некоторые лидеры пытаются его замыть. А чего тут стесняться? Разве они или их предки придумали убивать людей и изымать их органы для пересадки? А разборка людей на запчасти растет, сотни, если не тысячи, людей ходят, имея состав преступления в своем теле и никто не стесняется. Даже объявившая себя мировой совестью ООН. Кое-какие государства под серъезным подозрением. А успехи медицины растут. А будущее туманно, ох как туманно”.

Другая сторона дела в том, что дело не столько в характери пищи, сколько в том, что белые люди насквозь пропитаны белезнетворными бактериями и вирусами – как известно, народ маори потерпел наибольшее сокращение не в процессе войн, а из-за эпидемий принесенными белыми обычных болезней, например, насморка. Проблема остается и сейчас – состояние здоровья маори значительно отстает от здоровья белых и азиатов, в первую очередь из-за отсутствия врожденных иммунитетов. Впрочем, новое поколение китайцев, пристрастившись к общедоступной пищевой и питьевой дребедени, тоже быстро теряет показатели здоровья.

Оставляем военно-политическую кулинарию. Возвращаемя к мере. Его вес явно недостаточен, чтобы пользоваться им как дубиной, края гладкие, так что и почесаться им нельзя.

- Как это можно убить человека такой тупой штукой?
- Края должны быть острыми, но тогда мне не разрешат продавать, так как это будет настоящее оружие. Купите и заточите дома сами.

Строго говоря, для продажи острых предметов нужна лицензия. Из-за этого нельзя купить сколько-нибудь острую тяпку, лопату или мачете для рубки кустов. По этой же причине маори не мог продать тесло (поперечный топор) камненного века в рабочей пригодности. Зато в торговых центрах свободно можно купить полуметровый клинок Крокодила Данди или страховидные штатные штык-ножи различных армий. В двухдолларовых лавках всегда продаются весьма убедительные и вполне острые кухонные ножи с лезвием до 25 см. – с эпохи Большого Скачка китайцы научились выплавлять приличную сталь. Заточенное мере уже на что-то похоже, но все же его передний конец полукруглый.

На вопрос маори демонстрирует применение (с условными противниками). Наносится удар размахом на уровне лица от себя в височную впадину вплоть до глазной орбиты, после чего мере поворачивается, чтобы расширить разлом. Так, шагая вперед, воин наносит удары направо и налево. Это похоже на бой античных воинов поперечным ударом мечом по линии глаз – архелоги находили уйму именно так разрубленных черепов. Классический бронзовый меч для этого имел выгиб вперед. Из-за этого разработали шлемы со стрелкой и нащечниками. Но у маори никаких шлемов, щитов и другой брони не было и в помине, сражались почти голыми, часто даже в эпоху огнестрельного оружия, как это показано на ранних новозеландских зарисовках. (Кое-кто, правда, раздобыл кольчугу у пакеха.) Впрочем, мере могли себе позволить только вожди, остальные ограничивались деревянными топорами или копьями с наконечниками из твердого дерева. Мере – оружие аристократии. Поэтому переходим к тики – стилизованной человеческой фигурке.

Базарный треп с маори – Правда ли, что тики могли носить только вожди?
- Нет. Обычно тики носят на шее, но для почета – возле левого плеча – маори показывает.
- А для мужского плодородия два мере на поясе с обеих сторон – маори опять показывает где.

Выясняется, что тики могли носить и женщины. Ложное впечатление сложилось у автора на основе просмотра старинных картин и зарисовок, где с тики изображаются только вожди, а женщины в лучшем случае носят полированную плоскую палочку из пунаму.

Маори подтверждает, что крюк изящной формы из пунаму действительно является амулетом удачи. Автор про себя решает приберечь пока полторы сотни НЗД для другой удачной покупки. Однако не без некоторого сожаления.

Ссылки на другие общедоступные Интернет-ресурсы Алексея, в том числе его фото- и видео-галереи, вы сможете найти на его страничке: ambasoft.co.nz/Alexei_Boiarkine.htm

О символах маори прочитать подробнее вы можете в статье: “Символы маори и их значение“.

Блог aotearoa.ru можно найти на Facebook и в Контакте.
Если вам понравился пост, не забудьте порекомендовать его друзьям!
Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com Подпишитесь на ленту RSS!  
*Не забудьте заглянуть в свой почтовый ящик и активировать подписку!

Добавить комментарий

(не публикуется)